Расширение функционала Civil 3D при помощи Subassembly Composer

Расширение функционала Civil 3D при помощи Subassembly Composer

Рамиль Сабитов - разработчик комплекса элементов конструкций для российского пакета адаптации Civil 3D

Не так давно ко мне обратились коллеги из «ИНФАРС» с просьбой воссоздать 3D модель существующего рельефа для одного из проектируемых ими объектов транспортной развязки, пересекающей железнодорожные пути. Основной задачей было построение железнодорожного полотна для отображения процесса переустройства путей при 4D моделировании строительства.

Поверхность была создана по горизонталям, к которой добавлялись поверхности проезжих частей, тротуаров и других элементов рельефа, полученных с использованием характерных линий по абрисам. Для правильного представления и детализации сложных участков, рассматривались фотографии с обзором в 360° от Google Карты.

В Civil 3D есть все необходимые инструменты, призванные сделать организацию рельефа и генерального плана удобной и быстрой, поэтому работа по воссозданию заняла относительно мало времени. Однако, при моделировании железной дороги, а точнее ее наиболее ассоциативных элементов - шпал, возникли трудности. Стандартными инструментами Civil 3D этого достичь не представляется возможным, а делать в сторонней программе, например в Infraworks или 3ds Max, и импортировать в Civil 3D – дело долгое, требующее дополнительные программные ресурсы и навыки работы. В идеале было нужно что-то, позволяющее строить железную дорогу прямо в Civil, с использованием его инструментария и, как следствие, получения соответствующих данных. Единственным вариантом для решения такой задачи является Subassembly Composer – нехитрое приложение, позволяющее создавать пользовательские и, в тоже время, родные для Civil 3D элементы конструкций. Вопрос оставался только как?

С помощью Subassembly Composer можно конструировать элементы, превосходящие предустановленные в Civil 3D как по степени индивидуальности и специфичности, так и по восприятию, так как необходимость изучения множества элементов и мучительные поиски требуемого результата отпадают сами собой. А если разобраться, то можно обнаружить массу скрытых возможностей. Так, была разработана концепция и, собственно, сконструирован элемент для моделирования железной дороги, в том числе ее шпал.

Балласт, рельсы и шпалы строились традиционно, с использованием класса Baseline функций интерфейса API. Для задания периодического появления шпал использовалась функция вида:

y = sin x,

благодаря которой были получены продольный профиль и поверхность в виде синусоиды.

синусоиды Civil 3D

При восхождении (росте), профиль синусоиды пересекает поверхность балласта и шпала появляется. Соответственно, при нисхождении (спаде) – повторном пересечении балласта – шпала исчезает. Далее все повторяется.

Civil 3D шпалы и рельсы

Идея моделирования железной дороги не имеет отношения к проектированию, а лишь раскрывает возможности Subassembly Composer по конструированию элементов любой конфигурации. Периодические функции так же успешно применяются при разработке инструмента для построения объемной геологической модели; об этом я говорил в докладе на BIM Конгрессе в 2016г. Благодаря им зародилась идея создания элементов дорожной разметки, где периодическое появление может быть автоматически использовано для разметок группы 1.1 – 1.11

Civil 3D с наложенной текстурой

Продукты: Autodesk Civil 3D

Остались вопросы по теме публикации? Получите консультацию нашего специалиста

* - обязательные поля