О предприятии:
РУП «Белэнергосетьпроект» - передовое предприятие Республики Беларусь, выполняющее полный комплекс работ по проектированию электросетевых объектов - электрических подстанций и линий электропередачи. Предприятие обладает большим опытом проектирования и располагает квалифицированными инженерными кадрами. На данный момент в компании работает 350 человек, 270 из которых - проектировщики.
Предпосылки организации проектного документооборота
Большое внимание на предприятии уделяется повышению качества выпускаемых проектов и сокращению сроков их разработки. Достигается это за счет использования огромного опыта предприятия, автоматизации процесса проектирования и совершенствования технологии проектирования.
Учитывая ежегодный рост объема работ, руководством предприятия было принято решение о необходимости организации проектного документооборота. Система должна свести к минимуму факторы, влияющие на качество и сроки разработки проектной документации (ошибки оформления, рассогласованность версий, долгий поиск информации и т.д.).
Задачи автоматизации проектного документооборота с точки зрения бизнеса:
- повысить эффективность процесса проектирования за счет сокращения ошибок и рутинных операций
- уменьшить трудозатраты
- кардинально снизить все основные непроизводительные расходы при проектировании
- решить задачи планирования и управления рабочими процессами
- повысить качество и сократить сроки разработки ПСД
- создать единую базу знаний выполненных проектов предприятия
- усовершенствовать структуру управления и контроля процесса проектирования
Задачи автоматизации проектного документооборота с точки зрения ИТ:
- организовать удобную работу с документами смежных подразделений
- обеспечить управление правами доступа к проекту/разделу/документу
- обеспечить контроль действий пользователей
- обеспечить надежное единое хранилище ПСД и быстрый поиск информации в нем
- автоматизировать процессы выдачи заданий и согласования документов
- автоматизировать построение аналитических отчетов по состоянию проектов и разделов в любых разрезах информации
Выбор системы документооборота
В качестве платформы для организации системы проектного документооборота рассматривалось несколько программных продуктов.
- Search-СПДС, разработчик белорусская компания Intermech. Система позволяет создать архив и вести историю документации на протяжении всего жизненного цикла строительных объектов: от создания до эксплуатации.
- Autodesk Vault – система проектного документооборота для организации коллективной работы и управления инженерными данными.
- TDMS (Technical Data Management System) - система используется для создания электронных архивов, организации документооборота электронной технической документации.
- Vitro-CAD, разработана на базе технологий Microsoft. Разработчик – российская компания Витро Софт. Система управления проектным документооборотом технической документации, автоматизация процессов согласования и управления заданиями.
По результатам сравнительного анализа была выбрана система Vitro-CAD. Были отмечены следующие ключевые преимущества Vitro-CAD по сравнению с конкурентами:
- простота в освоении и использовании - Vitro-CAD интегрируется в основные приложения, используемые на предприятии (Microsoft Office, проводник Windows, AutoCAD)
- Vitro-CAD поддерживает все версии AutoCAD
- привлекательная политика лицензирования Vitro-CAD и доступная цена клиентских лицензий
- Vitro-CAD разработана на базе Microsoft SharePoint, что обеспечивает независимость от производителя - можно создавать индивидуальные решения
- наличие функционала, позволяющего создавать любые рабочие процессы (согласование, выдача и контроль заданий) и вести план-графики разработки проектной документации
- оперативная и профессиональная техническая поддержка компании Витро Софт
Ситуация на предприятии к моменту внедрения Vitro-CAD
Численность проектировщиков составляла примерно 250 человек. Количество текущих проектов - в среднем 30 проектов в год.
Предприятие имеет большой архив проектов.
На предприятии используется AutoCAD разных версий и NanoCAD, специальные программы типа САПР-ЛЭП и другие.
Выдача поручений и контроль их исполнения велись в программе «Канцлер» (на базе IBM Lotus).
Для ведения план-графиков использовалась система ControlPPO. Планирование и контроль соблюдения сроков проектирования осуществляли ГИПы совместно с группой менеджмента качества.
Для обеспечения коллективной работы в проекте использовалось файловое хранилище – общий диск, где права раздавались специалистами отдела информационных технологий.
Внедрение системы Vitro-CAD
В ноябре 2014 года стартовал проект по внедрению Vitro-CAD. Внедрение проходило в несколько этапов.
- Подготовительный этап. (ноябрь 2014 - январь 2015).
- сбор исходных данных
- настройка и конфигурация системы
- настройка шаблонов типовых проектов и документов с уже заложенными правами доступа к ним
- заполнение справочников
- настройка механизма вычисляемых полей для кодировки комплектов и разделов документации
- настройка сопоставления атрибутов
- Этап опытной эксплуатации (2015 г.)
Этап опытной эксплуатации продолжался примерно 1 год. Для начала было выбрано три проекта, чтобы вести их в Vitro-CAD. Был составлен список сотрудников, участвующих в этих проектах. Проведено обучение сотрудников группами примерно по 6-8 человек. После того, как наладилась работа по пробным проектам в Vitro-CAD, было принято решение занести в систему все текущие проекты.
За период опытной эксплуатации были выполнены следующие работы:
- сотрудники обучены первоначальным навыкам работы в системе проектного документооборота
- составлены подробные инструкции для пользователей (инструкции по работе в Vitro-CAD опубликованы на локальном сайте предприятия)
- все текущие проекты занесены в Vitro-CAD, при этом были сохранены структуры вложенных папок каждого проекта
- папки проектов наполнили документами
- к работе в системе подключились проектировщики, ГИП-ы и руководители подразделений
- Этап промышленной эксплуатации (конец 2015 – настоящее время).
В ноябре 2015 года организация проектного документооборота завершена и система запущена в режим промышленной эксплуатации. На этом этапе были разграничены роли и права сотрудников в Vitro-CAD, и каждый специалист выполнял свои функции в единой системе проектного документооборота.
ГИПы получили расширенные права на все папки проекта и возможность самостоятельно управлять правами доступа участников проектов, руководителями которых они являются. На основе уже имеющихся проектов были созданы шаблоны типовых проектов со структурами, правами доступа и соответствующими документами. Использование шаблонов значительно упростило ГИПам процедуры регистрации новых проектов и их этапов в системе. Новые проекты, созданные на основе шаблона, удовлетворяют требованиям стандартизации и унификации.
Руководители отделов и подразделений получили расширенные права на определенные папки («Исходные данные», «Переписка») и папки ПСД в пределах своей ответственности и компетенции.
Проектировщики обязаны вести регулярную работу с файлами в системе Vitro-CAD, давая доступ смежным подразделениям к последним актуальным изменения, что дает возможность подключения данных файлов к работе.
Перспективы работы в системе Vitro-CAD
Следующим этапом планируется внедрить процессы и регламенты для обеспечения сквозного проектирования в системе Vitro-CAD:
- организовать процедуры выдачи заданий смежным подразделениям и обеспечить контроль исполнения заданий
- автоматизировать выдачу заданий на согласование и утверждение документов
- вести план-графики проектов в модуле Vitro Planner. Это позволит управлять ресурсами предприятия как на уровне подразделений и рабочих групп, так и на уровне конкретных проектировщиков
Основные проблемы организации проектного документооборота:
- Заполнение справочников и сбор информации.
Для организации коллективной работы необходимо было сформулировать единые требования к чертежам, к заполнению атрибутов (штампов) и т.д. В актуальное состояние были приведены все регламентирующие документы. Однако на практике довольно часто встречались «особые» случаи. Надо было придумать, как их вписать в систему. Совместно с ГИПами и группой менеджмента качества эти вопросы решались оперативно.
- Подготовка к промышленной эксплуатации.
Необходимо было провести массовое подключение пользователей к системе. Сложность заключалась в том, что конфигурации персональных компьютеров у пользователей были различными. Большинство рабочих мест требовало провести колоссальную работу по установке клиентских приложений. Эта задача была решена совместными усилиями: сотрудники отдела ИТ «Белэнергосетьпроект» подготовили среду для автоматизации развертывания ПО, а специалисты компании Витро Софт доработали установочный пакет, после чего система Vitro-CAD автоматически разворачивалась на указанных клиентских компьютерах.
- Сопротивление персонала нововведениям.
При внедрении новой системы на сотрудников предприятия ложится дополнительная нагрузка – кроме выполнения своих повседневных обязанностей они должны освоить новые действия, понять и привыкнуть к новой технологии. Данный вопрос решался на предприятии как административными методами (создание приказов), так и методами материального стимулирования.
Простота системы была большим плюсом в освоении Vitro-CAD пользователями. У Vitro-CAD фактически отсутствует свой интерфейс, т.к. система интегрирована во все программные продукты, которыми обычно пользуются проектировщики – в САПР, Microsoft Office и Проводник Windows.
- Доработка Vitro-CAD под особенности проектной деятельности РУП «Белэнергосетьпроект».
На этапе опытной эксплуатации у пользователей появились запросы на доработки по более удобному использованию системы. Данные вопросы решались быстро, благодаря оперативной поддержке разработчиков Витро Софт, с которыми и сейчас поддерживается тесная связь. Они идут навстречу, помогая, направляя или дорабатывая некоторые функции, что позволяет решать задачи нашего предприятия.
Ситуация на предприятии после организации проектного документооборота
На данный момент в системе Vitro-CAD размещено порядка 130 проектов. В единый архив перенесена отсканированная документация по уже выпущенным проектам. Этап по заполнению электронного архива завершен. Теперь эти проекты доступны для сотрудников в соответствии с правами доступа. Упразднилась сетевая папка, в которой ранее хранились документы по проектам. Сотрудники работают в системе, активно пользуются функционалом программы (оповещения, версионность документов, назначение прав, поиск информации и т.д.).
Vitro-CAD интегрирован с большинством используемых САПР-приложений. В то же время некоторые отделы предприятия используют специфические программные продукты, интеграция которых с Vitro-CAD невозможна. Но отсутствие встроенного меню Vitro-CAD в эти продукты не мешает сотрудникам работать в системе. Во-первых, в этом случае они работают из проводника Windows, в который интегрирован Vitro-CAD. Во-вторых, в архиве Vitro-CAD можно хранить файлы любых расширений, которые можно открыть при наличии соответствующего программного продукта.
В настоящее время сотрудники уже привыкли к системе и дают положительные отзывы о Vitro-CAD. Единое системное хранилище позволяет проектировщикам без лишних действий (размещение в общей папке, передача по e-mail и последующее информирование заинтересованных лиц и т.п.) использовать чертежи смежных отделов, быть в курсе актуальных изменений. Работа с документом может вестись и в отсутствии сотрудника, даже если его компьютер выключен. Функционал «управление версиями» позволяет при необходимости вернуться к любой из предыдущих версий.
Особо высокую оценку системе дают ГИПы, которым стало удобно управлять командой проекта, гораздо проще и быстрее инициировать проект, получать оперативную информацию о ходе его выполнения, следить за заполнением разделов проектными документами. За счет подстановки общих параметров в большое количество чертежей значительно ускорилась сборка раздела/проекта для выпуска ПСД.
Преимущества от использования Vitro-CAD
На сегодняшний день от внедрения единой системы технического документооборота Vitro-CAD мы получили следующие преимущества:
- сократились непроизводительные трудозатраты проектировщиков
- значительно сократилось время на поиск документов
- уменьшилась вероятность работы в неверном направлении (практически свелась к нулю)
- упростилась и стала прозрачной процедура передачи чертежей между подразделениями, обмен документами
- исключены потери документов в связи с выходом из строя отдельных компьютеров;
- сократилось время на сборку комплектов проектных документов для передачи заказчику
- происходит информирование участников проекта об изменениях за счет настройки оповещений
- удобное управление доступом и мониторинг действий пользователей
- ведение совместной конкурентной работы (если один сотрудник работает с файлом в Vitro-CAD, это будет видно всем пользователям системы. Другие пользователи будут видеть, кто в данный момент редактирует файл, но им будет запрещено редактировать данный файл в это время), что позволяет избежать одновременной работы с одним файлом и впоследствии затруднений в установлении «верного» файла.
Сейчас, благодаря системе Vitro-CAD, предприятие имеет единую проектную среду. Созданы все условия для внедрения технологии сквозного проектирования, которая является наиболее эффективным способом организации работы всех исполнителей над проектом. Это позволит улучшить взаимодействие между смежниками и сократить время на проектирование.