Проектирование реконструкции дороги в Civil 3D

Проектирование реконструкции дороги в Civil 3D

На сегодняшний день проблема реконструкции автомобильных дорог становится все более актуальной. Комплекс мероприятий по реконструкции позволяет повысить параметры и характеристики автомобильной дороги для улучшения ее транспортно-эксплуатационных показателей.

Основными проблемами, возникающими при проектировании реконструкции автомобильной дороги, являются ограниченный бюджет и отсутствие типовых решений, применимых ко всему реконструируемому участку. Проектировщикам приходится искать индивидуальные решения для каждого «проблемного» участка: иногда существующая застройка не позволяет соблюсти нормы проектирования, иногда перекладка инженерных сетей оказывается слишком дорогой и т.д.

Рабочий процесс выполнения проектов реконструкции автодорог в Civil 3D заключается в получении и обработке геодезической съемки, создании цифровой модели рельефа (ЦМР) и местности (ЦММ), проработке проектных решений:

  • проложение новой оси трассы;
  • создание оптимизированного продольного профиля;
  • создание конструкций, коридоров и поперечных сечений;
  • построение проектных поверхностей и вычисление объемов.

Помимо классического способа создания ЦМР и ЦММ с помощью точек и характерных линий, можно воспользоваться облаком точек. Работу с облаком точек можно вести в Autodesk ReCap. Обработанное облако точек с назначенной системой координат передается в InfraWorks, и уже там, из облака точек, можно извлечь различные линейные и вертикальные элементы и экспортировать их для передачи в Civil 3D.

Извлечение линейных элементов из облака точек в InfraWorks

Рис. 1. Извлечение линейных элементов из облака точек в InfraWorks

Если ось реконструируемой дороги уже определена, то трассу по ней можно создать с помощью «создания трассы из объектов». Если утвержденного решения по оси нет, то трассу можно создавать классическими инструментами создания трасс или создать трассу методом наилучшего вписывания. Метод наилучшего вписывания трассы - это создание трассы, соответствующей наиболее логичной траектории, по последовательности характерных линий, точек COGO или отрезков, дуг, точек и блоков AutoCAD.

Инструменты создания трасс в Civil 3D

Рис. 2. Инструменты создания трасс в Civil 3D

Самым сложным вопросом в реконструкции автодорог в Civil 3D является оптимизация продольного профиля. Для создания оптимизированного профиля необходимы данные инженерно-геологических изысканий. Создав в Subassembly Composer (бесплатное приложение для Сивил) элементы для определения максимально допустимого выравнивания и фрезерования, появляется возможность создать коридор с поверхностями по реконструируемой трассе. Горизонтальной базовой линией коридора будет являться ось дороги, а вертикальной - поверхность низа существующего асфальтобетона. Отобразив полученные из коридора поверхности по фрезерованию и выравниванию на продольном профиле реконструируемой дороги, мы получим так называемый «коридор оптимального прохождения», в котором нужно будет проложить будущий проектный профиль автодороги самостоятельно.Проектирование продольного профиля

Рис. 3. Проектирование продольного профиля

Помимо обычных коридоров и конструкций в Civil 3D есть коридоры и конструкции, разработанные специально для проектирования реконструкции автомобильных дорог, а еще в пакет адаптации Country Kit для России включены элементы реконструкции автодороги, созданные Рамилем Сабитовым. Если готовые конструкции не удовлетворяют ваших требований к ним, то собственную конструкцию всегда можно разработать в Subassembly Composer.

Коридор реконструкции

Рис. 4. Коридор реконструкции

Элементы реконструкции автодороги из пакета адаптации Country Kit Russia

Рис. 5. Элементы реконструкции автодороги из пакета адаптации Country Kit Russia

В остальном методика разработки проектов реконструкции в Civil 3D не отличается от проектирования новых дорог: дальше создаются поперечные сечения, вычисляются объемы работ. Главное преимущество разработки проектов реконструкции в Сивил – динамика изменений и наглядность результатов проектирования.

При формировании окончательной модели в InfraWorks можно подгрузить облако точек существующего положения и наглядно продемонстрировать заказчику, какие изменения произойдут в процессе реконструкции.

Используя в своей работе связку из различных программ для проектирования объектов инфраструктуры, можно добиться значительных успехов и повысить качество выпускаемой документации. Создание сводной модели позволяет минимизировать возможные ошибки и затраты на их устранение.