В практике инженеров-строителей иногда встречается необходимость расчета конструкций на подвижные нагрузки. Целью таких расчетов может служить определение наиболее невыгодных участков расположения груза на траектории движения, а также определение максимальных усилий в конструкции в любой точке расположения груза. Метод решения задачи – построение линии влияния. Вручную инженеру будет легко справится с движением груза по балке, но уже с фермой времени уйдет не мало. На помощь приходит модуль МОСТ программного комплекса ЛИРА 10.4.
Рассмотрим принцип работы на примере движения груза по поясу фермы.
В задаче движется нагрузка 1 т. по верхнему поясу фермы слева направо. В качестве нагрузки выбрана нагрузка от пешехода (приложение нагрузки осуществляется через одну точку, а не через несколько как в транспорте). В характеристиках нагрузки задается значение давления ширина тротуара (1 м в случае использования точечной нагрузки). Также для работы в программе необходимо указание траектории движения и узлов, участвующих в этой траектории.
Для осуществления расчета необходимо задание статической нагрузки, например, собственного веса. В результате расчета пользователю ЛИРА 10.4 станет доступным отображение линии влияния любого элемента или узла:
По данным результатам можно вычислить продольное усилие в раскосе в любой момент нахождения груза на траектории, и узнать значение (по шкале в тоннах). На эпюре видно, что при движении груза раскос меняет не только значение, но и знак усилия. Так можно определить линию влиянии абсолютно для любого элемента:
Рис. 4. Линии влияния узлов и элементов
Для анализа максимальных и минимальных значений усилий во всех элементах необходимо обратиться к «результатам системы МОСТ»:
Таким образом, модуль МОСТ позволяет инженеру избавится от рутинной работы назначения множества статичных нагрузок для определения наихудшего положения груза на траектории движения по конструкции, а также поиска минимальных и максимальных усилий в элементах.