Задача: Разработать ТЭО дороги
Исходные данные:
- 1 проектировщик
- 2 недели
- Район вечной мерзлоты
С начала 2015 года Алроса ведет подготовительные работы для того, чтобы приступить к строительству новой алмазоносной трубки «Заря», расположенной в двух километрах от знаменитого карьера Айхал в Якутии. Освоением территории вокруг «Зари» занимается научно-исследовательский и проектный институт «Якутнипроалмаз», для которого BIM-технология уже давно знакома.
Первым делом между поселком Айхал и карьером требовалось построить дорогу, способную выдержать движение 40-тонных БелАЗов-7547, груженых рудой. Сомнений в выборе подхода к ее проектированию не было, им стал подход, основанный на принципах BIM-технологии, поддерживаемый наиболее подходящим инструментом Civil 3D. Он обеспечил непрерывную технологическую цепочку и возможность проектировать объекты инфраструктуры, создавать документацию для поддержки рабочих процессов BIM-технологии по всем разделам и оперативно обмениваться данными без потери информации.
Как все происходило
В Civil 3D была создана информационная модель – коридор из трех составляющих: план трассы, ее проектный профиль и конструкция. На этой основе автоматически получили 94 поперечных сечения, настроенных согласно ГОСТ. Предварительно настроенный шаблон, входящий в состав пакета экспресс-внедрение BIM-Инфраструктура и включающий стили оформления дорог согласно действующим нормативам, позволил не тратить время на дополнительную работу по настройке стилей.Объемы земляных работ, объемы дорожной одежды, ведомости, спецификации также рассчитывались и корректировались автоматически. На внесение изменений по каждому варианту уходило максимум 2 часа, включая оформление и печать.
Самый логичный путь, соединяющий карьер и поселок по прямой, поначалу казался самым проблемным и трудозатратным. Дело в том, что при такой прокладке и с соблюдением максимально допустимых продольных уклонов, величина выемки достигала около 18 м, а высота насыпи около 16 м. Это непросто даже в средней части России, а в районах вечной мерзлоты устройство даже небольших выемок – проблема. Вот почему на этапе технико-экономического обоснования поочередно разрабатывались целых 7 вариантов проекта с различными трассировками, и прежде всего в обход.
После проведения геологических изысканий на прямом участке обнаружили благоприятные для выемки скальные грунты. То, что взрывные работы сильно удорожают проект, факт известный. Но экономисты института взглянули на проблему в перспективе: подсчитали, сколько бензина ежедневно будут расходовать БелАЗы на каждой из семи дорог – и оказалось, что стоимость прямой трассы, несмотря на удорожание строительства (а называлась примерная сумма 0, 5 млрд. руб.), окупается за счет экономии топлива БелАЗов!
Так что, проанализировав все данные, проектировщики остановились на прямой трассе длиной 1км 852 м, шириной 22 м. В конструкции дороги решили применить закюветные полки, позволяющие выполнять выемки в условиях вечной мерзлоты.
Не все так просто
Поначалу было опасение, что государственная экспертиза не пропустит вариант прокладки с выемками глубиной 18 м. Но, к счастью, два условия – наличие устойчивых скальных грунтов и конструкции с закюветными полками – позволили проекту получить одобрение.
Выигрыш
После госэкспертизы практически сразу приступили к строительству дороги. Ведь к моменту выбора окончательного варианта и утверждения ТЭО рабочая документация благодаря AutoCAD Civil 3D уже была готова на 90 процентов!
Таким образом, в условиях сжатых сроков сдачи проекта, всего за две недели на этапе технико-экономического обоснования силами одного проектировщика было разработано целых 7 вариантов дороги с различными трассировками и дорожными конструкциями – и найден оптимальный вариант, по которому в прошлом году и развернулось строительство трассы.
Благодаря новым технологиям, расчет был произведен за две недели, тогда как используя традиционные методы, на это ушел бы не один месяц.