Добрый день, коллеги!
Моделирование транспортных развязок является одной из сложнейших задач в области проектирования объектов инфраструктуры. И сегодня заметка о том, как эта задача была выполнена при эскизном проектировании развязки на пересечении Волоколамского и Ильинского шоссе (Красногорский район, МО)
Исходные данные
- Транспортные заторы и скопление автотранспорта являются серьезной проблемой этого участка в Красногорске.
- В месте пересечения двух шоссе проходят железнодорожные пути Рижского направления.
- Пропускная способность Волоколамского шоссе здесь снижается с 6 полос до 4х полос.
- Ситуация осложняется пересечением подъездных дорог в одном уровне.
Задача:
- Выполнить модель проектируемой развязки и рассчитать ТЭО проекта.
- Срок реализации – две недели.
Исходные данные от заказчика:
- Геоподоснова в 2D-формате.
- 2D-чертежи планировки развязки, выполненные в AutoCAD:
Транспортная развязка - реализация проекта
Транспортные развязки – сложные инженерные сооружения, при проектировании которых задействованы специалисты разных направлений. Поэтому, при выборе программного обеспечения, предпочтение было отдано продуктам компании Autodesk, которые позволяют решать комплексные задачи.
На этапе эскизного проектирования модель развязки было принято выполнить в Autodesk InfraWorks 360. InfraWorks 360 – это программа, предназначенная для концептуального проектирования объектов инфраструктуры, в которой можно быстро выполнить эскизные проекты, сравнить их и получить технико-экономические показатели. При этом есть возможность «рисовать» проектируемые объекты в 3D-среде, что дает мгновенное наглядное представление о проекте.
Для более детального моделирования было принято использовать связку программ AutoCAD Civil 3D и Autodesk InfraWorks 360. Планировочный план развязки, выполненный в 2D AutoCAD был открыт в AutoCAD Civil 3D. Осевые линии, данные 2D-полилиниями были преобразованы в трассы Civil 3D. По этим трассам были воссозданы проектные профили дорог и путепроводов. На этом этапе, когда проектные профили, разработанные на разрозненных листах, собирались на одном виде профиля, были выявлены «нестыковки» профилей, что в очередной раз показывает преимущество проектирования в среде BIM над 2D-проектированием.
В AutoCAD Civil 3D на этапе эскизного проектирования нет необходимости строить коридоры по развязке. Эта задача довольно трудоемкая и относится уже к рабочему проектированию. На этом этапе достаточно получить трассы и увязанные проектные профили. При этом, для того, чтобы увязать проектные профили многочисленных съездов с основными дорогами, по основным дорогам можно построить коридоры и поверхности по верху коридоров, чтобы профили съездов привязывать к этой поверхности.
После этого, трассы с проектными профилями экспортируются из Civil 3D в формате IMX. Формат IMXочень удобен для обмена данными, при передаче трасс из Civil 3D в InfraWorks 360, трассы автоматически преобразуются в модели дорог и путепроводов cпрофилями, которые были построены в Civil 3D. При внесении изменений в проект, в Civil 3D необходимо выполнить повторный экспорт, а в InfraWorks 360 для отображения изменений достаточно просто обновить модель.
Таким образом, в InfraWorks 360 после импорта данных получаем 3D-модель развязки:
А информационная модель объекта дает целый ряд преимуществ. Так, например, была проанализирована видимость на развязке и вычислены наиболее опасные места:
Подсчитаны ориентировочные объемы земляных работ:
Получены объемы материалов по каждому путепроводу:
Были получены данные по количеству малых архитектурных форм, озеленению.
Проект развязки Волоколамского и Ильинского шоссе - результат
Полученная модель позволила автоматизировано получить данные для технико-экономического обоснования.
При этом, такая модель была выполнена силами одного проектировщика, владеющего программными средствами Autodesk AutoCAD Civil 3D и InfraWorks 360 за 2 недели.
Далее эта модель была импортирована в программу для получения визуализации, где были получены видеоролики и изображения более высокого качества:
Такой быстрый способ концептуального проектирования позволяет получить целый ряд преимуществ. Проект изначально вписывается в контекст окружающей инфраструктуры. Наглядное представление проекта позволяет на первоначальном этапе избежать множества ошибок. Выполняются различные виды анализа, такие как видимость на пересечениях, видимость полос, анализ затененности. Информационную модель объекта можно измерить, получить все необходимые объемы материалов, объемы работ, которые являются основой для составления ТЭО. Ну, и самое главное, построенные трассы и профили в Civil 3D далее можно использовать для дальнейшего проектирования и разработки рабочей документации.