В июне этого года Autodesk опубликовал обновленный «BIM-стандарт. Инфраструктура» версии 2.0. И если версия 1 относилась только к линейным объектам и состояла из всего 57 страниц, то обновленный BIM стандарт охватывает всю отрасль и заметно увеличился в объеме – уже около 200 страниц. И это не главные отличия – новый BIM-стандарт не просто обновленная версия, это уже совершенно новый документ. Первый вариант BIM-стандарта, безусловно, был «сыроват». Содержание его, скорее, походило, на набор полезных советов. Вторая версия меня, если честно, порадовала. Информация структурирована, при этом изложена четко, будет понятна даже новичкам.
В стандарте приведена основная терминология, требования к модели, описаны методика и порядок планирования BIM-проекта, правила наименования объектов, пошагово даны основные процессы и многое другое. Документ поможет организовать совместную работу, обеспечить качество проекта и интероперабельность цифровых данных, построить работу субподрядчиков в единой BIM-среде.
На мой взгляд, в качестве сильных сторон документа можно выделить:
- Системный подход. Даже начинающие BIM-менеджеры при помощи этого руководства могут понять, в каком направлении им двигаться, что необходимо для организации правильного процесса, описаны основные проблемы, которые могут возникнуть. Пользователи на любом этапе могут открыть соответствующую главу и найти полезную информацию, руководство к действиям, рекомендованное исходя из лучшего опыта российских и зарубежных компаний.
- Подробное описание требований заказчика.
Я часто занимаюсь поднятием BIM-модели по готовым 2D чертежам. Зачастую заказчики, которые к нам обращаются, не могут сформировать свои требования. Разработка ТЗ при этом ложится на плечи исполнителя. При этом, чем более проработано ТЗ, чем более подробно описано содержание, требования, детализация, тем более четко и слаженно выстраивается работа. И наоборот, при недостаточном изучении исходных данных, и пренебрежительным составлении ТЗ, есть огромный риск недооценить объемы, затянуть сроки и в итоге столкнуться с увеличением затрат вплоть до отрицательного финансового результата. Да, срок разработки такого задания может затянуться от нескольких дней до недель (в зависимости от объема проекта). Но, отсутствие такого документа приводит к непредсказуемости сроков и финансовым рискам.
Например, не так давно, нам пришлось продолжить проект, который начала другая команда. ТЗ при этом ими не было сформировано в надлежащем виде, ввиду этого, объем, который был выполнен, заказчиком не был принят. В условиях сжатых сроков, наша команда начала работу над этим проектом буквально с нуля, выяснили, что объем, который содержится в договоре, много больше, чем предполагалось первоначальными исполнителями. Из-за отсутствия прописанных требований, все элементы пришлось прорабатывать c максимальным уровнем детализации.
С появлением же единого BIM-стандарта, вероятность появления таких ситуаций снижается, так как целая глава посвящена методике и планированию BIM-проекта. Даже начинающие пользователи при большом желании смогут правильно выстроить процесс.
- Подробное описание технологических процессов. Ну не зря же эта версия BIM-стандарта состоит из 200 страниц! Практически пошаговое описание создания модели InfraWorks, геологических слоев и скважин, импорта модели из Civil 3D в Revit и наоборот и других процессов. Казалось бы, неожиданно для документа такого уровня. Но, несмотря на это, считаю это большим достоинством. В будущем, думаю, документ разделится на BIM-стандарт, в котором будут описаны исключительно организационные процессы, некий регламент, и множество технологических инструкций по дисциплинам, которые будут содержать пошаговые описания процессов.
Появление BIM-стандарта облегчит построение новых процессов, которые неизбежно возникают при переходе на информационное проектирование. Да, этот документ еще имеет недостатки, но это начало пути, и это прекрасный старт. Представленная информация, безусловно, полезна и даст новый толчок в развитии BIM-технологий в стране.